Контакт с телом. Продолжение темы.

« Не могу отключить мозг», или проблема доверия самому себе.


Статья как обычно, инициирована прозвучавшим запросом от конкретного человека, но конечно –это очередная «капля времени». Назревшая ситуация, множество впечатлений и ощущений, сложившихся в мозаику.

«У меня аналитический склад ума, я не могу отключить мозг»…Такая проблема возникает, и значит, человек уже не здесь, он не танцует, не получает удовольствия от движения, его организм занят чем-то иным.

Снова и без конца, возвращаясь к проблеме базовой связи с миром, утрачиваемой нами очень рано. Взамен возникает противостояние – мы ощущаем мир, как «враждебный», «конкурентный», «опасный», «разобщенный», и отвечаем ему подавленным состоянием дискомфорта. Происходит нечто, вроде «внутреннего сжатия».  Это –жест «нет», при всех внешних «да».

«Нет, я не могу это сделать», «нет, у меня не получается»,  « я не понимаю»…

Такие высказывания обычно, очень эмоциональны, но почему?

Эмоция нужна для убеждения, прежде всего, самого себя, в «правильности» вывода.


Самосознание и рефлексия- это о разном...

Умственная оценка самого себя замещает необходимость самосознания подлинного, которое неразрывно связано с собственным телом. Но разница заключена в том, что при рефлексии, мы –контролируем , это «знание» о том, «как надо». При самосознании- мы чувствуем, наблюдаем, позволяем происходить, позволяем себе ошибаться, и снова возвращаться, что бы почувствовать.

Мы всегда верим только тому, что чувствуем. Поэтому перевод слов «я не могу» звучит как «я этого не чувствую», а значит- «не верю».

Проблема в том, что почувствовать мы не можем. Этот навык отмирает в современном мире. Происходит своего рода «побег» от самосознания – в рефлексию. Потому что опыт осознания себя через тело может стать очень болезненным, ведь придется обратить на него внимание, наконец.

 И это-боязнь увидеть себя прямо, без прикрас. Осознание тела может стать опасным опытом- оно может поколебать наши привычки.Потому и возвращаются на место привычные  нам «телесные блоки», нарушающие поток взаимодействия между партнерами.

Чувствующее тело, живое тело, и…

Те практики, которые мы делаем на групповых занятия, только демонстрация, или первое приближение к пониманию огромной разницы в восприятии себя  первым и вторым способом.

Тело, с его напряжениями, кричит «немым» криком о том, что преодоление детской травмы далось дорогой ценой. Ценой постоянного «превосхождения», и тотального контроля самого себя. Но это совершенно не очевидно для разума.

Чаще представляется единственно верным –делать то, что производит впечатление внешней успешности,  и не обращать внимания на то, что приносит действительное чувство удовольствия, прежде всего, на уровне тела.

Мы продолжаем и продолжаем следовать внешним для себя критериям оценки, а не внутреннему чувству удовольствия.

Разрыв этот ,с возрастом, усиливается, и, к тому времени, когда человек приходит танцевать, движимый настоящим эмоционально-чувственным голодом, разрыв этом становится почти не преодолимым.

Я пишу «почти», потому что на занятиях ищу подходы к решению этой проблемы. Но , нужно признать, что сами по себе, занятия такой уникальной практикой, как Аргентинское танго, эту проблему не решают. Прежде всего, нужно обучение восприятия - слышать глубинные, спонтанные сигналы тела, а затем, и трансформировать их .

Любое движение,которое  происходит, это, прежде всего, движение, идущее из внутреннего потока. Оно –захватывает все тело, каждую его клетку, каждую мышцу.

Вся целостность человека участвует в его создании. Это- поток сквозной энергии, проходящей через нас.

Исходя из этого- если мы будем стремиться копировать внешние формы движения, то оно ,неминуемо, будет выхолощено, будет выглядеть механистичным.

Наши тела потому так скованны и так неуклюжи,  что мы не верим себе. Мы сами отрезали себя от радости спонтанного движения, боясь показаться «не умелыми», боясь задать вопросы самому себе, и главный из них- «как я это чувствую?»

В каждом человеке есть естественная грация его индивидуального движения, но она не может проявиться до тех пор, пока мы сами не сделаем  свое личное усилие по возвращению  внимания к своему телу.

(Продолжение следует)

 Julya Ryabtseva, март,2013.


Comments