Танго-психология

Что мешает эмпатии.


 ***

 Тема эта, как мне кажется, является ключевой при таком близком взаимодействии, как танец, и аргентинское танго-  в частности. Множество проблем может возникнуть, когда мы пытаемся достигнуть поверхностного результата напрямую, одними техническими средствами.

Взаимопонимание , или гармония ведения- следования, во многом, результат хорошо проработанных технических  аспектов движения, но этого мало. Насколько ясно  тело «ведущего» создает форму для «следующего»?

Важно состояние,  котором находятся танцующие здесь и сейчас.

 Эмпатическая способность, как способность ощущать другого человека, напрямую зависит развитого навыка постоянного присутствия сознания в своем состоянии и теле. Это не ограничивается  техническим знанием формы, необходима  способность к  коммуникации с собой на уровне тела. Зачастую, внутренние психологические блоки не осознаются , и это выливается вовне в виде негативного восприятия и оценки как своих действий, так и действий другого.

Что такое вообще- негативность, в нашем восприятии мира? Что мы приобретаем или зачем наша психика прибегает к ней? Любое  проявление негативности ,это  как ни странно –самоопределение,  но в  форме отторжения , будь то человек, или ситуация, или внутреннее состояние. Такое отрицательное самоопределение дает быстрое облегчение в ситуации нестабильности , но так же  быстро  исчерпывается .Другая сторона этого в том, что мы неосознанно создаем преграду между  собой и явлением, как источником энергии.

Это психологическое отступление возможно поможет увидеть, как негативные оттенки состояния в паре, создают преграду между танцующими, так как вместо создания единства, они заняты отстаиванием своей позиции.

Всегда есть тот, кто обладает   большим опытом и возможностями, и его задача- показать путь к этому опыту и возможностям своему партнеру .Если вспомнить значение испанского выражения «la marca», то оно означает –«показать путь». Русский перевод «вести» имеет оттенок  авторитарности.

Уловить эту разницу - равно изменить свой способ взаимодействия с миром, так как авторитарность, оказывается настолько глубоко лежащим паттерном, что начинает выплескиваться в виде раздражения, нервозности, и даже "злости".

Трудности с другой стороны - со стороны «следования» возникают при желании «отгородиться» от непривычного для себя способа действия. Чаще всего, эта проблема возникает у человека со страхом нарушения привычного для него порядка вещей, или «статуса». Этот «статус» колеблется от «я это уже умею», до «я это никогда не сделаю».Если представить себе происходящее в такой паре скрыто- авторитарного лидера и защищающегося  партнера, то этот подтекст, оставаясь не высказанным, все равно переходит в танец. Танец не партнеров, а соперников... Танго проявляет скрытое в нас.

На самом деле можно с благодарностью относиться к таким «сигналам». Слишком требовательна гармония к тому что в нас искусственно, к тому, что «надето» на нас, как «защитно- оборонительная» позиция. Танго предъявляет нам условие «обнаженности». Это значит, что какими бы не привыкли знать себя, нужно пытаться уйти от этого «знания» в область непредсказуемости, или отказа от привычного способа действия. Попытаться сделать что-то иное, чем просто обозначение своих противоположных позиций, сделать шаг от «привычного» к сущностному – в себе и в другом человеке. В этом случае появляется возможность - быть Вместе на время танца.

При таком глубоком взаимодействии естественно возникает вопрос  сохранения собственной "автономности". Я оговорюсь, что в танго я расматриваю, как метафору, а не как прямое указание. Дело в том, что "автономность" или свобода каждого из партнеров - обязательна для сохранения пары, как целого, но при условии осознанного поддержания той глубокой связи, о которой было сказано выше.

Роли "Ведущий" -"Следующий", никогда не остаются статичными, и это постоянное перетекание действия и отклика, внутри чего-то большего...чем в танго является не только музыка, но и единое поле состояний двух партнеров. В реальности люди пока заняты "техникой", и это естественно, так как движение, рожденное из техники - только первая ступень к движению. рожденному из Чувства.


Julya Ruabtseva. 09.03.2012.