Новые статьи.

Спонтанность. Дверь в чувственное познание.

***
*Слушая другого человека, не просто слушай его своим разумом, слушай всем телом. Слушая, чувствуй энергетическое поле своего внутреннего тела. Это уводит внимание от думанья и создает спокойное пространство, позволяющее тебе действительно слушать без вмешательства разума. Ты предоставляешь другому человеку пространство – пространство для того, чтобы «быть».*


 Экхарт Толле

Танго привносит в жизнь некоторый опыт, которого не было до этого, опыт которому сложно подобрать адекватные слова.  При этом важно, из какого зерна вырастает наш дальнейший путь в танго.

Сегодня хотелось бы сосредоточиться на таком таинственном явлении, как спонтанность, спонтанный импульс.  Когда говорится о пребывании  в мире без напряжения, с возможностью свободно выражать себя, то речь идет  новом качестве жизни. Но новое качество не может быть привнесено, как  инструкция. Нельзя из старого качества «перескочить» в новое.Новое качество накапливается постепенно, подобно процессу выдержки вина.

 Сложность спонтанности в ее безусильности, вернее- в совершенно иного рода «усилиях». Часто ли в обыденной жизни мы прислушиваемся к себе? Не правда ли, практически никогда. 

В момент, когда рождается  решение к действию, в большинстве случаев, человек избирает схему , ему  необходим план или инструкция,  как условие самого действия.  Часть ума довольствуется тем, насколько хорошо, как ей кажется, понята инструкция.   Действовать «как надо», а не «как чувствую» становится правилом.   Происходит разрыв –между мной и тем, что я делаю, разрыв межу пониманием и чувством.

Опыт, который привносит в нашу жизнь танго- можно назвать  альтернативным  опыту привычной жизни.   Танго не отрицает необходимости акта понимания, как интеллектуализации. Но мы неизбежно должны обратиться к другим способам понимания, которым можно дать общее  название – чувственное познание.   Совершенствуясь в танго, мы делаем на этом пути шаги, сравнимые с первыми шагами ребенка, который  только начинает ходить  . Это очень серьезная перестройка всего образа действия, которая создает в нашей жизни  то дополнительное расширение, за которым скрывается  непознанный  мир чувств

 Сам акт понимания в танго – это акт чувства.   "Я понимаю тебя" в танго означает – "я тебя чувствую". Аналитический интеллект спросит- что я должен чувствовать? Мы начинаем искать некие «объекты» для ответа на этот вопрос. Между тем, чувствование  полностью самодостаточно. Чувствование, как процесс, и как существующее. Любое разделение взывает к соединению. Чувствовать себя – означает чувствовать партнера, который в танго является зеркалом, обращающим нас к себе.

Самые распространенные сложности в танго партнерстве- это проблемы нечувствительности к своей обратной связи. Она (он) меня не слышит – нужно читать, как «я не слышу себя».

Общаясь в  обыденной жизни с помощью слов, выстроенных в логические цепочки, обращаем ли мы внимание на присутствие рядом с нами живого чувствующего человека? А повышая голос, отдаем ли себе отчет, что пытаемся перекричать сами себя?

В таком «повышении громкости» есть желание «докричаться» до собеседника, что само по  себе отдаляет его. Но только тихая речь обращает в свою глубину. Если мы любим, то бережны. Эта бережность выражается в спокойной глубине слов, в осторожности и проникновенности в жестах. Часто ли в жизни у нас есть эти оазисы « тишины вдвоем»…Танго же состоит из них.

Но часто они не заметны самим танцующим, их «смывает» более явный, более зримый слой выраженный в стремлении «докричаться». В танго, где  общение происходит на языке тела,  внутренний «крик» переходит в чрезмерно нагруженный силовой жест, в применении мускульной силы. 

  Невозможность донести до партнера импульс к движению связан с внутренней разделенностью движения и тела. Невозможность ясной коммуникации – это вынесение источника движения во-вне, его отрыв от самого себя. Известная всем проблема «ручного управления» партнершей имеет причиной такое разделение , желание «сделать нечто» с партнером, как с чем-то отделенным от себя, тогда как любое внутреннее движение в паре – предполагает движение из себя к партнеру, движение, рождаемое внутри инициирующей стороны, захватывающее партнера , и отражаемое партнером.

Наши тела как единая поверхность воды, изменяющаяся  от зарождения глубинного импульса. Традиционно, за рождение импульса к движению отвечает активная (мужская) сторона, но это не совсем так. Импульс- тайна. По настоящему глубокий и сильный импульс- это акт исходящий от двух партнеров.

Спонтанность, как искусство  «думать чувствами», начинается со «сложения» двух потоков движений в единство. Инициирующее  и инициируемое движение становятся продолжением и развитием друг друга. Именно, когда это происходит, рождается тот самый танго-драйв,  о котором котором  мечтаешь.

И такой драйв совершенно не связан со сложностью элементов. Синхронизация самых тончайших внутренних движений происходит на очень простых шагах. И всегда нужно дать себе время на такую синхронизацию, на «понижение тона», на переход к «тихой речи». Внутренняя остановка и «прислушивание» к партнеру, к его ритму, к его тембру.  Это сродни тому, как музыкант впервые прикасается к незнакомому инструменту, пробует его «на слух». Тонкое сосредоточение на ощущениях позволит открыть  дверь в мир чувственного познания,настроится на слушание  загадочного явления  импульса, рожденного двоими.

В современном мире тонкая чувствительность  практически изгнана из повседневной жизни.  К сожалению,мы живем в окружении грубых стимулов, всевозможных зрительных и слуховых провокаций.  Впервые попадая в мир танго, мы попадаем в зону вытесненных или забытых способностей.

Потрясающий урок, который приподносит танго – это открытие мира ньюансов.

Качество танца напрямую зависит от того, насколько богата у человека его палитра ощущений и возможность их передачи. Партнерам нужно научиться «дышать» вместе,  «течь» вместе, вместе «взлетать» и «погружаться», «наполняться», и «опустошаться», менять состояния тела, качество контакта, и самое главное- действовать не из внешней инструкции, а из  глубины самого себя.  Если вы действуете из глубины себя, то для вас не существует «скучных» или «проходных»  движений,  даже самый простой шаг наполняется  новыми возможностями. Так  два человека, находящиеся в метафизическом  пространстве объятия, открывают  возможность общения друг с другом на совершенно другом уровне.

Постепенно нарабатывается тонкий навык присутствия в своем теле и «прислушивания» к нему. Часто этот навык так и остается  на зачаточном уровне даже у относительно опытных танцоров, вернее он подменяется «теорией» и «инструкциями».

К сожалению,  мне с такой подменой приходится сталкиваться регулярно. Но ничто так далеко не лежит от спонтанности, как внешний источник или «выученность» . Но не стоит путать "выученность" с наработанностью качества. Этим они как раз и отличаются. Если в теле уже выработаны определенные навыки , то наработка новых движений происходит легко.

Спонтанность же ,ни что иное, как перенесение источника действия внутрь себя. Если говорить о практическом времени наработки осознания  движения на этом уровне, то это не один год регулярных занятий. 

Внешний мир становится проводником нашего импульса, только в том случае, когда мы его чувствуем, и движемся с ним в абсолютной синхронии. Не «продавливать», не «повышать голос», не«заставлять», а слышать!  Но, к сожалению, у многих просто не хватает терпения и сосредоточенности на этой задаче.  Конечно, техника движения, его точное понимание , является немаловажным, но вернемся к началу – чувственное познание  важнее. Контрапункт телесных состояний отражает оживление движения – снаружи, и наполнение его изнутри.


Когда наша повседневность станет таким контрапунктом, начнется открытие новых измерений  собственных возможностей. Можно начать прямо сейчас. Попробуйте совершить этот скачок  , наполните своим присутствием каждое элементарное движение, и услышите, какой музыкой  отзовется мир. Попробуйте действовать так , как будто это импровизация с партнером, только в этом случае, партнером становится ваша реальность. Наполняя ее собою, слушайте ответ вашим телом. Обращайте внимание на настроение мира , держите его в объятиях, дышите с ним, учитесь этому, танцуя танго!


Julya Ryabtseva 27.04.2014

 

Comments