Искусство баланса.


*Танцевать - это искать баланс, что включает состояния отсутствия баланса
качестве неотъемлемого аспекта движения*

Фрей Фауст.

Начиная постигать искусство- будь то танец, живопись, или боевое искусство, чаще всего, мы мотивированы результатом.
Такой «детерминизм» незаметно, но  принципиально смещает акценты, таким образом, что постижение искусства перестает быть путем самопознания, а превращается в набор заученных навыков, не только на уровне действия, но и на уровне мышления. По такому принципу устроена вся фитнесс –индустрия. В этом смещении теряется глубина, а следовательно- Душа искусства. Здесь проходит грань между  «научением» и «постижением», и здесь же лежит полюс притяжения, для тех, кто находится в поисках чего-то более глубокого, чем простое научение навыку, а ищет изменения качества собственной жизни. Внутренние практики, а танго можно смело отнести к ним, прежде всего, учат искусству равновесия, т.е. гармоническому балансу своего жизненного пространства, искусству отношения с самим собой.

Если рассмотреть один из главных для меня иероглифов танго, то можно увидеть равновесие в постоянной динамике, где смена направлений, позиций, телесных форм только подчеркивает возможности владения  более глубоким, внутренним балансом.




Часть 1. Вертикаль.Натяжение.


Рисунок Julya Ryabtseva


Физичекий баланс, как баланс тела –есть  только производное  от баланса внутреннего, который связан психическим статусом человека, или, иными словами, состоянием, в котором человек пребывает сейчас.

С моментом «сейчас» тесно связан навык внутренней дисциплины собирания внимания. Не возможно сбалансировать тело, если мы не присутствуем в настоящем, заняты мыслями о проблемах, захвачены негативными, или другими навязчивыми эмоциями или состояниями. В том числе, мыслями о достижении результата.

Захваченность уже говорит нам, что мы не в балансе.

Самый первый шаг к балансу- это обращение внимания на происходящее сейчас и расслабление мышечных зажимов. С этим связано нахождение комфортного положения на собственных ногах и чувство центральной оси.

Центральная ось –не физическая ось, не позвоночник, хотя может совпадать с ним, это ощущение вертикального потока, проходящего через тело, которое нужно научиться сохранять не только в статике, но и в динамике,  в перемещении.Что же это за вертикальный поток? Это живая и управляемая энергетичекая ось . Все, что связано с правильной и легкой осанкой, или походкой, прежде всего- это ощущение вертикали. Можно без натяжки сказать, что танца не существует без этого чувства вертикали.

Вертикаль, - не статичный объект, а некое динамическое отношение между «верхом» и «низом».Где «верх» физически выражается стремлением центральной точки макушки вверх, в чувстве натянутости шеи, и расслаблении поперечных  структур- плеч и бедер.

То, что расслабление напрямую связано с натяжением – еще одно открытие, которое приносит танец. Но смысл натяжения конечно, не только в положении тех или иных частей тела, он гораздо глубже. Натяжение, как действие выражает связь человека с  всеобщим Источником энергии.  Когда натяжение становится ведущим в переживании тела, то расслабление основных групп мышц наступает само собой.  При этом существенно меняется внутреннее состояние, трансформируясь от «приземленности», «подавленности», «тяжести»- к подвижности, легкости, чуткости, текучести.

Что же нужно для переживания вертикали? Как самое общее, это разделение на вертикаль, и то, что ею не является.

Помогает в этом обращение внимания на то, что происходит сейчас, в этом пространстве с моим телом, моими ощущениями, моими эмоциями, и дыханием. Ответы на простые вопросы : где я, что я вижу, что чувствую, как я дышу? Так постепенно, не сразу, начинается восстановление изначального интереса к себе. Не будет новостью, если сказать, что прогресс в любом обучении начнется тогда, когда будет восстановлен интерес к тому, что же происходит со мной в этом процессе? Вспомните- дети могут разговаривать со своим телом, как с другом, они могут разговаривать с самим процессом игры. В основе этого не что иное, как заинтересованное внимание. Сопровождение вниманием каждого движения -где оно порождается, комфортно ли мне его делать, что мешает мне его сделать?

Для удержания внимания  ко всему комплексу ощущений, мы используем специальные техники, на которых сейчас не останавливаюсь. Постепенно выстраивается целостная картина движения, как единой формы.Какую роль в этом играет вертикаль? Она присутствует. обратите внимание на смысловую разницу -присутствие вертикали, и действие из вертикали.

Действовать мы можем только используя конкретные части тела , позвоночник, мышцы, стопы, колени...Вертикаль же постоянно ощущается, как то, что есть в нас, независимо от положения тела - лежим, и чувствуем вертикаль, стоим, и чувствуем вертикаль, идем, и чувствуем, сидим, и чувствуем...

Психологичекий смысл вертикали - становление, возрастание, превосхождение над собой.

Малыш тянется вверх- там есть сила и защита в лице взрослого. Взрослый поднимает глаза в молитве он просит поддержки сверху. В самом простом , каждодневном смысле- устойчивое переживание вертикали, это то, что в любой ситуации дает нам внутренюю опору - буквально. Не "обмякнуть", не "сгорбится", не "увянуть". А быть в своем потоке, на своей вертикали.



Продолжение следует..

Comments